Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПИНСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
56, С. 520-522 опубликовано: 18 июня 2024г.


ПИНСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ВАРВАРЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Собор во имя вмц. Варвары в Пинске. 1786 г. Фото: ru.belarus.travel
Собор во имя вмц. Варвары в Пинске. 1786 г. Фото: ru.belarus.travel

Собор во имя вмц. Варвары в Пинске. 1786 г. Фото: ru.belarus.travel
(Пинской и Лунинецкой епархии Белорусского Экзархата РПЦ), находится в г. Пинске Брестской обл. (Беларусь). Точное время и обстоятельства основания П. В. м. неизвестны. Впервые в источниках упоминается в 1520 г. Почитание вмц. Варвары было распространено в пределах Турово-Пинской епархии с XIII в. Помимо посвященного ей храма и обители в Пинске известен запустевший от татар. разорений Туровский во имя вмц. Варвары мон-рь, возникший «не позже XIII ст.» (Зверинский. Т. 3. С. 35. № 1461). Не исключено, что основание этих духовных корпораций может относиться ко времени, когда Пинск и Туров находились во владении одной княжеской семьи потомков Киевского и Новгородского вел. кн. Святополка (Михаила) Изяславича. Согласно преданию, изложенному киевским игум. Феодосием (Сафоновичем; Ɨ 1676) в соч. «Мучение св. великомученицы Варвары и повесть о преславных чудесах ее» (1670), одной из жен кн. Святополка была кнг. Варвара Комнина (Петров Н. И. Мучение св. вмц. Варвары и повесть о преславных чудесах ее Феодосия Софоновича // ТКДА. 1894. Т. 3. № 12. С. 598-614; Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966. С. 14-16). По мнению искусствоведа А. А. Ярошевича, первоначально был основан Варваринский мон-рь в Турове, который в XIV-XV вв. перенесен в Пинск (Ярашэвiч. 2007. С. 435). Однако эта т. зр. не имеет документальных подтверждений в источниках.

Древнейший период истории П. В. м. практически неизвестен. Из-за пожара в Пинске в нач. XVI в. и вывоза епархиальных документов по приказу кн. Константина Ивановича Острожского во время его конфликта с местным архиереем мн. старинные документы по церковной истории Пинска были утрачены. Тем не менее статус обители свидетельствует о том, что главными ее ктиторами являлись князья - владельцы Пинского княжества, а после его ликвидации - правители Великого княжества Литовского (Николай (Трусковский). 1864. С. 142).

В 1520/21 г. пинский, городецкий и клецкий кн. Федор Иванович Ярославич, сын московского князя-эмигранта в Великом княжестве Литовском, праправнук Боровско-Серпуховского блгв. кн. Владимира Андреевича Храброго, вместе со своей женой, кнг. Александрой (Еленой) Семеновной Олелькович-Слуцкой, подтвердил П. В. м. права на деревни Высокое, Гольцы, Дубай, Ласицк и пожаловал ему во владение двор Пискаловщина у дер. Особовичи. При этих ктиторах в обители были обновлены деревянные монастырские строения. Настоятельницей стала игум. Татиана (Ртищева), выходец из семьи московских эмигрантов.

В сер. XVI в. в связи с аграрной реформой, организованной в Великом княжестве Литовском по приказу польск. короля и Литовского вел. кн. Сигизмунда II Августа и его матери, кор. Боны Сфорца, из-за чересполосицы часть владений П. В. м. была обменена на другие. В это время фактическим владельцем и главным ктитором обители являлась королева-мать. Поэтому именно в ее руках была сосредоточена верховная власть и право назначения игумений обители. Назначения 1551, 1553, 1560, 1566 и 1591 гг. свидетельствуют, что игумениями П. В. м. становились женщины из видных боярских и шляхетских родов, многие из к-рых имели свои владения в Пинском повете (напр., Велятицкие, Войны, Воловичи, Фурсы и др.).

В 1580 г. по приказу кор. Стефана Батория П. В. м. был отдан в пожизненное владение шляхтянке Раине (Регине) Войновой, а в 1595 г.- Евфимии (Войнянке-Сновской), которую уже в 1596 г. униаты изгнали с сестрами из мон-ря.

По описи королевского ревизора 1595 г., в П. В. м. имелись 5 деревянных построек и высокая дубовая ограда из вертикально поставленных заостренных бревен. Над входом в монастырь имелась звонница с 3 колоколами. В небольшой Варваринской ц. стоял иконостас (10 больших и 10 малых икон), почитались иконы вмц. Варвары и Пресв. Богородицы, богато украшенные серебряными окладами с чеканкой. Рядом находились келейный корпус и дом игумении (состоял из светлицы, сеней и каморы) с пекарней.

В 1612 г. пани Василиса Сапежанка, ставшая игуменией, одновременно являлась настоятельницей пинского Лещинского в честь Рождества и Успения Пресвятой Богородицы монастыря.

В 1633 г. по настоянию униат. епископа Пинского П. В. м. был насильно присоединен к унии и передан по приказу польск. королей Сигизмунда III Вазы и его сына, Владислава IV Вазы, в пожизненное управление представительнице знатного боярского рода, тесно связанного с Киево-Печерским мон-рем, шляхтянке игум. Евфросинии Тризнянке. При этом монахини-базилианки получили важную привилегию - право самостоятельного выбора настоятельницы, но с одним важным условием. Они должны были оставаться в унии. В годы правления игум. Евфросинии были перестроены обветшавшие деревянные здания монастыря. Настоятельница также купила в пользу обители села Завидчицы и Житновичи. В этих монастырских имениях «было 32 уволоки земли и 732 души обоего пола крестьян». Кроме того, в Пинске П. В. м. принадлежало 17 плящов (Там же). Помимо этого еще 2 усадьбами насельницы распоряжались в Слуцке.

А. В. Кузьмин

В 1715 г., при игум Анастасии (Поступальской), в П. В. м. была сооружена новая церковь, в 1764-1766 гг., при игум. Анне (Ширме), проводились нек-рые строительные и ремонтные работы. Игум. Анна пригласила для этого плотников из Озарич (НИАБ. Ф. 1323. Оп. 1. Д. 4. Л. 6). Согласно описи 1825 г., в П. В. м. проживали игум. Екатерина (Корейвянка) и 6 монахинь. За свой счет под опекой мон-ря содержались вдовы, существовала школа для девочек (обучались 8 чел.). Почитались иконы Св. Троицы, Пресв. Богородицы, а также вмц. Варвары; частица мощей (палец) святой хранилась в особом ковчежце из драгоценных металлов, расписанном сценами из ее жития. Др. святыней мон-ря был крест с реликвиями, в т. ч. с частицей Древа Креста Господня. Крест был богато украшен чешским стеклом. Надпись на кресте гласила: «Сей крест роблен року 1644 до церкви святой великомученицы Варвары в богоспасаемом месте Пинску, при монастыре девическом». На нижней части креста была еще одна надпись: «Роботы Божия игуменои того же монастыря Евфросинии Тризнянки, т. е. дочери Тризны». Др. серебряный крест был изготовлен и подарен обители греческими мастерами в 1642 г. При монастыре была небольшая библиотека (46 книг) (Там же. Д. 3. Л. 9-9 об.).

В 1839 г., после объединительного Полоцкого Собора, П. В. м. перешел православным и был определен в 3-й класс. В 1842 г. ему было передано из гос. казны 147 дес. земли, 100 дес. дровяного леса, 6 казенных крестьян и 1455 р. годовой пенсии. При настоятельнице (1844-1874) игум. Назарете (Томашевской) на ремонт обветшавших монастырских построек было выделено 968 р. Кроме того, известная благотворительница гр. А. А. Орлова-Чесменская в 1850 г. передала в пользу обители 10 тыс. р. серебром. В 1845 г. в Пинск были переведены монахини и передано имущество упраздненного слуцкого Илиинского жен. мон-ря.

В 1857 г. П. В. м. был переведен в помещения каменного комплекса (1786) бывш. бернардинского мон-ря арх. Михаила, костел переосвящен в храм вмц. Варвары, на 2-м этаже здания освящена небольшая теплая домовая церковь. Но немногочисленные насельницы заняли только часть обширной постройки, к к-рой с 2 сторон примыкали прекрасный фруктовый сад и огороды. Это послужило поводом для основания при обители школы для девочек. Предполагалось, что мон-рь после ремонта сможет содержать 20 девочек бесплатно и 5 - платно. Прот. Василий Шеметилло, благочинный пинской Лещинской церкви, поддержал проект, поскольку был озабочен обучением и развитием детей бедного духовенства с дальних приходов (Там же. Ф. 129. Оп. 1. Д. 11. Л. 1-7). В 1870 г. при П. В. м. открылись приют и школа для девочек духовного звания и сирот. Здесь они находились под присмотром опытных монахинь, обучались чтению и письму на церковнослав. и рус. языках, «первым четырем действиям арифметики» и рукоделию.

Во 2-й трети XIX в. состав насельниц П. В. м. формировался преимущественно из выходцев из семей дворян и священников. Число сестер колебалось от 9 до 14. Немногочисленность жен. обители объективно не давала ей возможности вести хозяйственную деятельность самостоятельно, без поддержки гос-ва. В 1874 г. П. В. м. (игум. Назарета, 5 монахинь и 4 послушницы) за «неимением полного штата» был переведен в минский в честь Преображения Господня монастырь (Минские ЕВ. 1874. Ч. неофиц. № 3. С. 57). Варваринская ц. была обращена в приходскую и приписана к Лещинскому Успенскому храму, монашеский корпус после ремонта передан на нужды городской больницы. В Минск монахини перевезли и святыни - ковчежец с частицей мощей св. Варвары и иконы вмц. Варвары и св. Илии Пророка. По мнению члена Московского археологического об-ва Р. Г. Игнатьева, икона св. прор. Илии была написана во времена Туровско-Пинского княжества «под властью Киевского митрополита» (Слюнькова. 2010. С. 319). В Преображенском соборе минского монастыря был устроен придел во имя св. Варвары, «перенесенный из упраздненного женского монастыря в городе Пинске и освященный в 1876 году 4 декабря» (НИАБ. Ф. 136. Оп. 1. Д. 37240. Л. 77 об.).

Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апр. 1993 г., утвержденным Синодом РПЦ 11 июня 1993 г., Свято-Варваринский жен. мон-рь в Пинске был возрожден, первой настоятельницей стала инокиня Татиана (Казак). К июню 2019 г. в обители проживали 2 монахини и 2 послушницы, настоятельница - игум. Екатерина (Романчук). Монастырю переданы здания бывш. Пинской консистории. При П. В. м. существует воскресная школа, имеется б-ка духовной лит-ры. Сестры несут клиросное послушание в пинском соборе Воскресения Словущего, выпекают просфоры, работают на монастырских огородах.

Прот. Сергий Рябой
Арх.: НИАБ. Ф. 129. Оп. 1. Д. 11; Ф. 136. Оп. 1. Д. 17211, 37240; Ф. 299. Оп. 2. Д. 6670; Ф. 1323. Оп. 1. Д. 3, 4.
Ист.: АЗР. Т. 3. № 118; Т. 4. № 67; Т. 5. № 3/4; Собр. древних грамот и актов городов Минской губ., правосл. мон-рей, церквей и по разным предметам. Мн., 1848; Ревизия пущ и переходов звериных в бывш. Вел. княжестве Литовском, с присовокуплением грамот и привилегий на входы в пущи и земли, сост. старостою мстибоговским Г. Б. Воловичем в 1559 г., с приб. др. актовой книги, содержащей в себе привилегии, данные дворянам и священникам Пинского повета. Вильна, 1867. № 54-55. С. 130-139; № 25. С. 231, 294; Писцовая книга бывш. Пинского староства. Вильна, 1874. 2 ч.; Писцовая книга Пинского и Клецкого княжеств, сост. пинским старостой С. Хвальчевским в 1552-1555 г. Вильна, 1884; АВАК. Т. 23; Грушевский А. С. Пинское Полесье: Ист. очерки. К., 1903. Ч. 2: XIV-XVI вв.: Туров, Городок и Пинск в составе Вел. княжества Литов. Пинское староство кор. Боны. Прил. (по указ.).
Лит.: Николай (Трусковский), архим. Ист.-стат. описание Минской епархии. СПб., 1864. № 94. С. 142-143; Чистович И. А. Очерк истории Западнорус. Церкви. СПб., 1884. Ч. 2. С. 193-203; Хвалебнов А. В. Минский Спасо-Преображенский жен. мон-рь. Мн., 1899; Зверинский. Т. 1. № 99. С. 110-111; Т. 3. № 1461. С. 35; Товаров А. В. Ист.-стат. справ. книжка Минской епархии. Мн., 1903. С. 110; Дунец А. П., Миролюбов Б. В. Пинск: Ист.-экон. очерк. Мн., 1977; Чантурия В. А. История архитектуры Белоруссии. Мн., 19772; Дзянiсава [Денисова] А. Р. Ман-ры Турава-Пiнскай епархii ва ўмовах антыўнiяцкай барацьбы правасл. насельнiцтва ў кан. XVI-XVII ст. // Беларускi гiстарычны часопiс. Мн., 1993. С. 28-34; она же. Крынiцы па гiсторыi правасл. манастыроў Турава-Пiнскай епархii ў XI-XVII ст. // Веснiк Беларус. держ. ун-та. Сер. 3: Гiсторыя. Эканомiка. Права. 2012. № 2. С. 3-7; Лесков Н. С. Из одного дорожного дневника // Он же. ПСС: В 30 т. М., 1996. Т. 3. С. 94-95; Кулагiн А. М. Правасл. храмы на Беларусi. Мн., 2001; Габрусь Т. В. и др. Страчаная спадчына. Мн., 2003; Сомов С. Э. Правосл. мон-ри Беларуси. Мн., 2003. С. 71-72; Ярашэвiч А. А. Пiнскi Варварынскi ман-р // Вял. княства Лiтоўскае: Энцыкл.: ў 2 т. Мн., 20072. Т. 2. С. 435; Слюнькова И. Н. Храмы и мон-ри Беларуси XIX в. в составе Рос. империи. М., 2010. С. 616; Ильин А. Л., Игнатюк Е. А. Очерки истории культуры Пинщины: (IX - нач. XX вв.). Пинск, 2013; Савчук Т. П. Правосл. мон-ри Пинщины: Обзор лит-ры XIX - нач. XX вв. // Религия и общество - 10: Сб. науч. ст. Могилёв, 2016. С. 156-159.
Прот. Сергий Рябой, А. В. Кузьмин